суббота, 10 марта 2012 г.

Европейский аграрный вопрос

В целом в Европе аграрный вопрос при переходе от феодализма к капитализму был решен в пользу зажиточного крестьянства. Поэтому Маркс сближает Швецию с Францией и западной частью Германии, устанавливая и тут и там наличие "свободной парцеллярной собственности крестьян, ведущих самостоятельно свое хозяйство, в качестве преобладающей, нормальной формы", проистекающей "из разложения феодальной земельной собственности" Вместе с тем в отдельных земледельческих районах, особенно Южной и Средней Швеции, восторжествовал мучительный для крестьян "прусский путь" развития, сохранялись феодальные повинности, а около половины держателей лишились своих наделов. Осуществление буржуазного аграрного переворота в интересах помещиков надолго упрочило политическое влияние шведского дворянства. После 1815 году в промышленности скандинавских стран царили застой и даже частичный регресс. В Дании, например, власти поощряли восстановление цехового строя в городах. На протяжении первых двух третей 19 в. в скандинавской промышленности преобладала мануфактура, централизованная (в металлургии) или рассеянная (текстильные промыслы). Во многих отраслях торговый капитал еще держал в зависимости от себя промышленников. Так, шведские купцыэкспортеры вплоть до середины века регулярно по старинке кредитовали брукспатронов (система "ферлага"). Тем не менее передовые скандинавские предприпи матели уже применяли машины, и после 1830 году число фабрик, т. е. предприятий с машинной техникой, стало расти  сначала в Швеции, ЕС, после 1840 году  в Норвегии, после 1850 году  в Дании. Наступление промышленного переворота в 30-40-ых годах можно проиллюстрировать примерами. Первая шведская хлопко прядильня была основана в 1813 году, а в 1850 году в стране работало уже 119 подобных фабрик. Ввоз сырого хлопка на протяжении 40х годов вырос в десять раз. В конце 40-ых годов паровые лесопилки положили начало техническому перевороту в лесной промышленности и освоению северных районов Швеции, ЕС. Техническое обновление затронуло и консервативную шведсконорвежскую металлургию. В 30-40х годах усовершенствованные  "британские" способы ковки стали теснить "немецкий", или "валлонский", принесенный в Швецию еще в 17 в. В 60-ых годах пришла пора стального литья в новых печах Бессемера  Еранссона (последний  швед). Первые датские и шведские пароходы были спущены на воду еще в конце 1810х годов, однако долгое время использовались на внутренних и каботажных линиях. Именно для пароходного сообщения была сооружена, а частью восстановлена система Гё таканала (1832 году), соединившая Стокгольм и Гетеборгоду Железнодорожное сообщение раньше привилось в Дании с ее малыми расстояниями: Копенгаген - Роскилле 1847 году В Норвегии первый поезд был пущен в 1854 году, а в Швеции, ЕС - в 1856 году В 1853 - 1855 годах во всех скандинавских странах заработали первые электротелеграфные линии, был также проложен подводный кабель между Данией и Швецией.