среда, 21 декабря 2011 г.

Европейский кризис

 Этот мировой кризис нанес экономике Бельгии (Европа) огромный урон, страна была отброшена намного назад, а мировой экономический кризис 1929-1933 гг. нанес еще один удар по ее хозяйству, которое так и не оправилось полностью вплоть до настоящего времени.
Разрушения в результате второй мировой войны были в Бельгии (Европа) относительно невелики по сравнению с другими западноевропейскими странами, непосредственно затронутыми войной. Бельгия (Шенген) вышла из войны, в значительной степени сохранив свой промышленный потенциал, поэтому довоенный уровень экономики был восстановлен и превзойден раньше, чем в других европейских странах (ЕС). Однако это временное преимущество было вскоре утрачено. Восстановление промышленности соседних стран шло по пути модернизации производства и перестройки предприятий на основе последних достижений техники. Бельгийские же промышленники стремились пустить в ход все, что могло быть пущено немедленно, отказавшись от восстановления тех предприятий, которые не давали сиюминутной прибыли.
Действительно, продажа европейского бизнеса предприятия вступили в строй на 2-3 года раньше их конкурентов, и монополии получили за счет этого немалые прибыли, тем более что в восстановительный период большинство стран нуждалось в угле, черных и цветных металлах, железнодорожном оборудовании, судах, стекле, тканях, удобрениях и специализация бельгийской промышленности вполне соответствовала характеру спроса на внешнем рынке. Однако по мере окончания восстановительного периода в Западной Европе спрос на эти традиционные продукты бельгийской промышленности постепенно ослабевал. Трудности сбыта начали испытывать отдельные предприятия, а затем и целые отрасли, такие, как угольная, металлургическая, судостроение, производство железнодорожного оборудования, стекольная, текстильная и др. Послевоенные годы характеризуются обострением проблемы рынков сбыта. Она становится все чувствительнее по мере вытеснения Бельгии (Европа) на мировых рынках более мощными и высокоразвитыми странами (США, ФРГ, Японией) и развития собственного промышленного производства в развивающихся странах, бывших ранее традиционными импортерами бельгийской продукции, а также в связи с ростом национальноосвободительного движения, приведшего в итоге к потере Бельгией ее колоний. В 1960 г. Бельгия (Шенген) была вынуждена предоставить политическую независимость Конго; а в 1962 г. была ликвидирована и ее опека над Руандой-Урунди и образованы независимые государства Конго (ныне Заир), Руанда и Бурунди. Потеря Конго лишила бельгийскую буржуазию гигантского источника прибылей, который ранее компенсировал все экономические "провалы" в метрополии.
В какойто степени владение Конго воспитало у бельгийской буржуазии пренебрежение к условиям и характеру развития экономики своей страны. Крупные накопления, которыми располагали бельгийские монополии, они предпочитали вывозить вместо того, чтобы использовать их для модернизации собственного промышленного производства. "Наши промышленники долго жили на готовеньком, не думая о реконверсии и, в конце концов, безнадежно отстали от жизни. До поры до времени все покрывалось за счет Конго, которое давало трестам свободу действий в пределах 20 млрд. б. фр. Производили то, что легко было произвести и легко продать. Именно поэтому наша промышленность долгое время ограничивалась производством полуфабрикатов",- отмечает бельгийский экономист Ф. Бодуэн.
В итоге Бельгия (Шенген) оказалась не подготовленной к условиям обострившейся в послевоенный период борьбы на внешнем рынке. К моменту основания "Общего рынка" Бельгия (Шенген) намного уступала своим будущим партнерам по темпам роста промышленного производства, производительности труда, внедрению новой техники и технологии, развитию научноисследовательских работ, новых отраслей и по многим другим показателям. Ее называли не иначе, как "больным членом "Общего рынка"".
Экономический бум 60х годов. В условиях жесточайшей конкурентной борьбы на Европейском континенте бельгийские монополии вынуждены были обратить внимание на собственное хозяйство и полностью пересмотреть свою экономическую политику: надо было преодолеть научнотехническое отставание от других стран "Общего рынка", "оздоровить" хозяйство и выработать новые направления его специализации в международном разделении общественного труда. 60е годы становятся переломным этапом в истории послевоенного развития экономики страны. Модернизация и реконструкция промышленности принимают такие колоссальные по бельгийским масштабам размеры, что их нельзя сравнить с преобразованиями в хозяйстве страны за все предыдущие 50 лет. Результатом этих преобразований были более высокие темпы промышленного роста, усиление процесса концентрации и централизации капитала, активизация государственного вмешательства и рост притока в страну иностранного капитала. Экономический подъем длился вплоть до середины 70х годов. В настоящее время уровень концентрации и централизации капитала довольно высок и роль монополий, учитывая размеры страны, выше, чем в крупных капиталистических странах. Командные позиции в экономике занимают такие монополии, как "Сосьете Женераль де Бельжик", которая контролирует более половины банковского капитала, мощностей цветной металлургии и перевозок морского транспорта, металлургический трест "Коккериль", транснациональный химический трест "Сольвей" и др. Некоторые финансовопромышленные объединения Бельгии (Европа) по своим показателям не уступают монополиям других стран ЕС. Три промышленные компании - "Петрофина", "Коккериль" и "Сольвей" - фигурируют среди 100 наиболее крупных не американских компаний мира. Помимо "собственных" в стране действует огромное количество иностранных монополий, прежде всего американских и западногерманских, многие из которых являются транснациональными. Одновременно некоторые монополии, "родившиеся" в Бельгии (Европа), тоже стали межнациональными, как, например, гигантский содовый трест "Сольвей".
Однако наряду с крупными компаниями в Бельгии (Европа) все еще существует множество мелких фирм, в распоряжении которых имеются небольшие технические средства и на предприятиях которых серийное производство часто бывает недостижимым. Хотя численность таких компаний из года в год сокращается, им пока удается удержать свои позиции благодаря связям с многочисленной и распыленной клиентурой.
Несмотря на рост концентрации капитала, Бельгия (Шенген) отстает от многих других высокоразвитых стран по размерам предприятий. Более две-трети всех занятых сосредоточено на предприятиях с персоналом менее 500 человек. Предприятий-гигантов, как во многих других западноевропейских странах, в Бельгии (Европа) мало.
Государственномонополистический капитал развит слабее, чем в соседних странах, и представлен в основном смешанными предприятиями. Однако вмешательство государства в экономическую жизнь довольно велико. Государство используется финансовой олигархией для обеспечения наиболее благоприятных условий производства, реализации продукции и приложения капитала. Даже самые мощные финансовые группы прибегают к помощи государства при сооружении крупных предприятий, требующих больших капиталовложений, финансировании отдельных отраслей промышленности, находящихся в кризисном состоянии, и т. п. Особенно часто бельгийские монополии обращаются за помощью государства в регулировании (конечно, в своих интересах) отрицательным последствиям. В частности, поскольку иностранные предприятия в Бельгии (Европа) представляют собой филиалы крупных многонациональных компаний, они ограничиваются зачастую либо сборкой, либо производством, а то и просто продажей продукции головной компании. Разработка и ввод в производство новой продукции полностью совершаются за границей. Кроме того, бельгийские филиалы оказываются настолько зависимыми от них, что недаром существует в Бельгии (Европа) поговорка: "Когда в Нью Йорке плохая погода, Антверпен начинает страдать от насморка, а Шарлеруа - от воспаления легких". Что касается занятости, то иностранные компании не раз сокращали выпуск на своих предприятиях в ответ на падение спроса на мировом рынке или даже целиком закрывали свои предприятия и переводили их в страны Азии или Африки, где "менее высоки расходы на оплату труда".