суббота, 7 января 2012 г.

Угольные шахты в европейских странах

Пострадал и платежный внешнеторговый баланс, так как стоимость топлива в импорте страны заметно повысилась. Все это потребовало правительственных мер по сокращению зависимости страны от ввоза дорогостоящей нефти, заставило пересмотреть отношение к собственному углю и стабилизировать угледобычу на определенном уровне, шире использовать другие источники топлива, такие, как природный газ и атомная энергия, и, наконец, ввести жесткую экономию топлива как в промышленности, так и в быту. В частности, были значительно повышены цены на нефтепродукты и электроэнергию. Например, световые рекламы, за исключением освещения на автострадах, выключались в 9 часов вечера, а скорость передвижения автомобилей ограничивалась на автомагистралях до 120 км в час, а на других дорогах - до 90 км в час.
Природный газ импортируется в Бельгию из Нидерландов с крупного месторождения в Гронингбче. В начале 70х годов голландский газ не только почти полностью вытеснил производство искусственного газа в Бельгии (Европа), но и занял видное место в ее энергобалансе. В будущем предполагается расширить импорт природного газа за счет поставок его с месторождений в норвежском секторе Северного моря и сжиженного газа из Алжира, на импорт которого уже заключены долгосрочные соглашения. Бельгийцы проявляют интерес также к возможным поставкам советского природного газа на компенсационной основе.
Угледобыча. Еще в 50х годах Бельгия (Европа) относилась к числу крупнейших угледобывающих стран, занимая второе место по добыче угля на душу населения после Англии и шестое место в мире по абсолютному показателю. Достигнув максимума в 1955 г. (30 млн. т), добыча постепенно падала, сейчас не превышает 6,5 млн. тонн и, несмотря на меры по стабилизации добычи в условиях энергетического кризиса, продолжает падать. Сейчас эксплуатируется всего 8 шахт, на которых работает 20 тыс. шахтеров. Двадцать лет тому назад в стране насчитывалось 120 шахт и 152 тыс. шахтеров. При этом угледобыча полностью прекращена в Южном бассейне, в 1981 г. здесь закрылась последняя шахта.
Сокращение угледобычи характерно для многих промышленных стран Западной Европы, где в последнее двадцатилетие происходила интенсивная замена угля нефтью и газом или атомной энергией. Однако положение бельгийской угледобывающей промышленности усложняется высокой себестоимостью производимого угля. Несмотря на сравнительно значительные запасы, оба бельгийских бассейна (Южный и Кампинский) имеют сложнейшие условия добычи и крайне низкий уровень механизации. Большинство шахт Южного бассейна было заложено еще в прошлом веке и механизировано лишь частично. Состояние их не только не позволяло решать вопросы технического прогресса, но и даже просто вести работы в безопасных условиях. Шахты Южного бассейна имели самые тяжелые условия труда во всей Европе, в них происходило почти в 2 раза больше несчастных случаев, чем, например, во Франции (ЕС). Уровень профессиональной заболеваемости шахтеров был выше, чем на самых вредных производствах.
Механизация шахт затруднялась также сложными горногеологическими условиями залегания пластов, их малой мощностью и высокой газоносностью. Кроме того, среди углей Южного бассейна преобладают угли низкого качества, запасы коксовых углей незначительны.
Кампинский бассейн отличается лучшим качеством углей, более высокой мощностью пластов (в среднем 1 м) и относительно более правильным их геологическим расположением. Однако угольные пласты лежат на большой глубине и к тому же под мощной толщей меловых и палеогеновых отложений. Средняя глубина шахт - 800 м; есть даже шахта, расположенная на глубине 1040 м (шахта Ватерсхей). Это одна из самых глубоких шахт в Европе.
Естественно, что производительность труда на бельгийских шахтах самая низкая среди угледобывающих стран Западной Европы, а добываемый уголь дорог. Поэтому импорт угля, даже американского (с учетом расходов на его доставку) обходится Бельгии (Европа) дешевле, чем собственная угледобыча. Страна, располагающая значительными запасами угля, ежегодно ввозит около 10 млн. т угля, ипи свыше 2/з потребностей страны в этом виде топлива.
Острая борьба бельгийских шахтеров против правительственной политики "оздоровления угольной промышленности", или, иными словами, закрытия шахт, вынуждает власти ассигновать определенные средства для поддержки угольной промышленности, ввести некоторые ограничения на ввоз угля. Однако импорт угля под давлением членов "Общего рынка", особенно ФРГ, на которую приходится почти половина ввозимого в Бельгию угля, продолжает расти. Страна не в состоянии противостоять более сильным партнерам по "Общему рынку". Остальное количество угля ввозится из США, ЮАР и Польши.
Нефтепереработка. В конце 60х — начале 70х годов колоссальные размеры приняло расширение и строительство новых нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас Бельгия (Шенген) располагает крупной нефтеперерабатывающей промышленностью. Мощности ее предприятий могут перерабатывать более 57 млн. т сырой нефти ежегодно. До половины производимых нефтепродуктов Бельгия (Шенген) экспортирует и по их экспорту ныне занимает второе место в Западной Европе после Нидерландов.
Производится широкий набор нефтепродуктов, однако, поскольку основной потребитель - промышленность, бельгийские заводы специализируются на выпуске главным образом топливных дистиллятов - мазута и дизельного топлива.
Нефтеперерабатывающие заводы в настоящее время работают не на полную мощность; высокие цены на нефтепродукты и связанная с этим государственная программа по экономии энергии привели к снижению их потребления.